Нефть - главное богатство
России

Циркуляционный подогрев «горячим размывом»


Применяется при сливе нефтепродуктов из вагонов-цистерн. При этом способе продукт греется вне цистерны в теплообменном аппарате до высокой температуры и затем насосом под высоким давлением подается в вагон-цистерну. Горячая струя подаваемого насосом нефтепродукта размывает застывший продукт в вагоне-цистерне, перемешивается с ним и нагревает его. Подогретый нефтепродукт из вагона-цистерны откачивается насосом, часть его сливается в хранилище, а другая часть направляется в теплообменник для подогрева и последующего размыва. Эта операция производится до полного опорожнения вагона-цистерны.

Этот вид подогрева широкого распространения не получил, так как процесс подогрева ускоряется незначительно в связи с тем, что горячая струя в вязкой жидкости быстро гаснет, не успевая отдать своего тепла размываемой холодной среде. Кроме того, осуществление этого метода подогрева связано с использованием мощного оборудования (теплообменника, насосов и др.), сложностью управления и значительными капитальными затратами. Применяется он в отдельных случаях для слива одиночных цистерн с маслом и бензолом. Научно-исследовательским институтом НИИТранснефть рассматриваемый способ несколько усовершенствован.

Для разогрева высоковязких нефтей и нефтепродуктов при их сливе из вагонов-цистерн и зачистки остатков применяется установка, изображенная ниже.

Конструкция установки разработана на основе циркуляционного подогрева с эффективным использованием энергии затопленной струи для равномерного изменения температуры нефтепродуктов по всей цистерне.

Перед сливом нефтепродукта из вагона-цистерны 6 в сливной патрубок 7 вставляется стакан 8 с паровой рубашкой, к патрубку механизмом 5 присоединяется шланг 9 от теплообменника 10. В стакан и теплообменник пускается пар и открывается клапан сливного патрубка. Жидкость из вагона-цистерны поступает в теплообменник, откуда нагретая до 40-50°С забирается насосом 11 и по стояку со шлангом 2 через устройство 1 с раскладывающимися трубами-соплами подается внутрь вагона-цистерны. Вытекая из непрерывно двигающихся вдоль днища цистерны труб-сопел под напором в 10-12 атм, горячая жидкость интенсивно перемешивается с холодной и разогревает ее.

Установка для разогрева высоковязких нефтей и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах методом циркуляционного размыва.

Насос приводится в действие электромотором 12. Положение стояка со шлангом регулируется краном-укосиной 3 с лебедкой 4.

Перемещаясь вверх или вниз под давлением жидкости, идущей на разогрев, поршень через шток и тягу поворачивает на опорах трубы-сопла. На концах труб-сопел устанавливаются скребки, которые при движении труб-сопел от середины вагона-цистерны складываются, а при обратном движении - расправляются и счищают остатки. Слив нефтепродуктов с зачисткой остатков производится за 2,5-5 ч.

В состав установки входят: винтовой насос МВН-10 (производительность 36 м3/ч; напор 25 ати), электродвигатель мощностью 36 кет и теплообменник с поверхностью нагрева 35 м2.