Нефть - главное богатство
России

Нефтеналивные суда


Нефтеналивные суда (танкеры, баржи) подразделяются на морские, речные и смешанного плавания.

Морские и речные танкеры и баржи отличаются друг от друга конструкцией корпуса и грузоподъемностью.

Схематический продольный разрез и планы палуб танкера. 1 - форпик; 2 - кладовые; 3 - цепной ящик; 4 - диптанки; 5 - вспомогательное насосное отделение; 6  - грузовые танки; 7 - грузовое насосное отделение; 8 - топливные бункера; 9 - отделение вспомогательных двигателей; 10 -котельное отделение; 11 - машинное отделение; 12 - румпельное отделение; 13 - ахтерпик; 14 -рулевая рубка; 15 - штурманская рубка; 16-радиорубка; 17 - каюты командного состава; 18- салон; 19 - каюты механиков; 20 -госпиталь, 21 -помещение вспомогательного дизель-генератора; 22-каюты команды; 23-комната отдыха, 24 и 25 -столовые; 26 -комната отдыха; 27 -цистерна пресной воды.

Схема танкера для перевозки нефти

На изображении приводится схема танкера. Как видно из фигуры, корпус танкера делится продольными и поперечными непроницаемыми перегородками на ряд отсеков, называемых танками, в которые наливаются нефтепродукты. Такая конструктивная особенность устройства трюмных помещений устраняет возможность переливания жидкого груза по трюму, повышает устойчивость судна и увеличивает прочность корпуса. Перегородки между танками снабжаются внизу отверстиями с закрывающими их герметично задвижками (клинкетами), которые открывают при наливе или выкачке груза.

Нефтеналивные танки отделяются от остальных судовых помещений отсеками с двумя поперечными непроницаемыми переборками, установленными на расстоянии 1-1,5 м одна от другой. При перевозке нефтепродуктов с температурой вспышки паров ниже 28° С эти отсеки заполняются водой.

Из отечественных крупных танкеров известны танкеры типа «София» водоизмещением 62 000 т, приспособленные для перевозки жидкого топлива любых видов. Длина такого судна 230 м, ширина 31 м и осадка 10,8 м. Скорость хода судна 32 км/ч.

Величина осадки танкеров ограничивается глубинами в портах и в морских каналах; весьма немногие порты могут принимать суда с осадкой, превышающей 40 м. Танкеры с большой осадкой могут совершать рейсы только в определенные порты с предварительной разгрузкой на внешнем рейде.

Насосы на танкерах

На танкерах устанавливаются грузовые насосы для выкачки нефтепродуктов. Типы насосов и их технические характеристики очень разнообразны; производительность грузовых насосов достигает 2000 м3/ч при напоре до 70 м вод. ст., а зачистных, откачивающих остатки, — от 80 до 350 м3/ч. Количество установленных грузовых насосов — от 2 до 4.

Системы грузовых трубопроводов представлены на изображении ниже. Грузовые трубопроводы выполняются по кольцевой или линейной схеме, а зачистные—только по линейной. Диаметр грузовых трубопроводов достигает 400 мм, ответвлений от них — 300 мм, зачистных трубопроводов — 250 мм и ответвлений от них — 150 мм. Для доставки нефтегрузов на береговые нефтебазы с морских танкеров, лишенных возможности из-за большой осадки подходить близко к берегу или входить в устья мелководных рек, используются рейдовые баржи. Примером такого использования рейдовых барж является открытый астраханский рейд, расположенный в 160 км от г. Астрахани.

 

Система грузовых трубопроводов танкеров: а — кольцевая система на танкере с одной продольной переборкой; б — то же, с двумя продольными переборками и с двумя насосными отделениями. 1 — клинкет секущий; г — клинкет приемный

Баржи для транспортировки нефти

Рейдовые баржи имеют повышенные борта и усиленные корпуса, рас-считанные на возможность плавания в открытом море.

Баржи, изображенные ниже, так же как и танкеры, разделяются непроницаемыми переборками 1 на отсеки 2, сообщающиеся друг с другом через клин кеты у дна баржи.

Налив нефтепродуктов в судно или выкачка производятся через специальный погрузо-разгрузочный трубопровод, ответвления от которого подходят к каждому отсеку, опускаясь в них до самого днища судна. Для удаления газов и паров нефтепродуктов все наливные отсеки снабжаются газоотводящими трубами, концы которых защищаются от проникновения огня извне.

Баржи, используемые для перевозки вязких нефтепродуктов, оборудуются подогревателями 3, пар к которым подается через палубный распределительный коллектор.

Схема наливной баржи для перевозки вязких нефтепродуктов.

В связи с созданием на реках Советского Союза крупных водохранилищ с условиями плавания, приближающимися к озерным, потребовались для перевозки нефтепродуктов наливные баржи нового типа. Баржи целиком сварной конструкции повышенной прочности приспособлены для перевозки различных нефтепродуктов. Расположение грузовых отсеков и трубопроводы рассчитаны на применение скоростных методов погрузки и выгрузки нефтепродуктов.

Для улучшения зачистки остатков нефтепродуктов из барж на концах всасывающих трубопроводов устанавливаются эжекторы, позволяющие вести откачку нефтепродуктов с минимальным остатком.Крупными сериями строятся нефтеналивные баржи грузоподъемностью 2000, 4000 и 6000 т.