Нефть - главное богатство
России

Рейдовые нефтепричалы


В связи с увеличением грузоподъемности нефтеналивных судов и возникающих трудностей при сооружении глубоководных стационарных причалов получили распространение рейдовые нефтепричалы. Они используются как для погрузки, так и для выгрузки нефтепродуктов из танкеров. Рейдовый нефтепричал состоит из швартовных бочек с якорями и одного или нескольких трубопроводов, проложенных по дну от береговых резервуаров к рейдовым бочкам. Танкер раскрепляется на швартовных бочках около головного конца подводного трубопровода и соединяется с ним при помощи гибкого рукава, лежащего на дне и имеющего на поверхности воды буй, указывающий на его месторасположение.

Танкер поднимает гибкий рукав посредством цепи, прикрепленной к бую. Схема рейдового нефтепричала показана на изображении ниже. Распространению рейдовых нефтепричалов способствуют: быстрота строительства в любом пункте, сравнительная дешевизна и возможность приема танкеров с большой осадкой.

На выбор места строительства и конструкцию сооружений влияют гидрологическая характеристика морского побережья (колебания уровня, волновой режим, течения и движения наносов) и геотехническая характеристика грунтов. Колебания уровня и осадка танкера определяют место присоединения гибкого рукава к концу подводного трубопровода и его длину. Диаметр и количество подводных трубопроводов зависят от производительности перекачки и количества сортов нефтепродуктов. Наибольший диаметр построенных подводных трубопроводов равен 760 мм.

Схема рейдового нефтепричала. 1 - танкер; 2 - швартовные бочки; 3 - якори; 4 - гибкий рукав; 5 - подводные  трубопроводы; 6 -береговые резервуары.

Подводные трубопроводы для нефти

Подводные трубопроводы подвергаются воздействию волны, которая может вызвать смещение или повреждение трубопровода, если его не закрепить. Поэтому трубопроводы должны быть заглублены в дно или закреплены и иметь обязательный запас «отрицательной плавучести», т. е. вес трубы должен быть больше веса воды, вытесненной трубой при погружении. Подводные трубопроводы также должны быть хорошо защищены от коррозии.

Оборудование, необходимое для постановки судна на якорь на рейде, состоит из швартовных рейдовых бочек, мертвых якорей и бриделей (цепей). Рейдовое оборудование проектируется с учетом глубины моря на рейде, водоизмещения судна, а также характеристики грунта в месте стоянки.

Схема постановки судна на якорь выбирается с таким расчетом, чтобы диаметральная плоскость судна совпадала с направлением господствующих ветров и тем самым уменьшалось воздействие ветровой нагрузки на швартовые устройства.

Безопасную стоянку танкера на рейде обеспечивает достаточное количество рейсовых бочек. Принято считать, что количество рейдовых бочек должно быть не менее пяти. Рейдовая бочка представляет собой водонепроницаемый стальной цилиндрический поплавок, прикрепленный цепью к мертвому якорю. Объем рейдовых бочек зависит от глубины моря и грузоподъемности судна. Держащая сила мертвых якорей должна соответствовать нагрузке, передаваемой на швартовную бочку от судна. Она зависит от веса якоря и коэффициента трения якоря о грунт дна, от присоса якоря к грунту и от отпора грунта при врезании лобовой части якоря в грунт.

Гибкие рукава присоединяются к концу подводного трубопровода, закрепленного на бетонном массиве или установленного без закрепления. Гибкий рукав испытывается на внутреннее рабочее давление с коэффициентом запаса не менее 1,5 и должен быть достаточно прочным для сопротивления растягивающим усилиям и истиранию при перемещениях по дну. Диаметр гибких рукавов не превышает 300 мм. При большем диаметре подводного трубопровода к нему присоединяют несколько гибких рукавов.

При размещении нескольких стоянок танкеров на одной акватории расстояния между смежными стоянками должны приниматься от 800 до 1500 м в зависимости от грузоподъемности танкеров и местных условий.